MyCSSMenu Save Document





Пресвятая Богородице,
спаси нас!






"Инструкция 1-го отдела АКВ по приведению в исполнение плана мобилизации льготных нижних чинов"




Поиск по сайту
Главная » 2021 » Октябрь » 30 » Илья Майоров: Казаки в истории Саратовского края. От древности до создания Астраханского войска
10:06
Казаки в истории Саратовского края. От древности до создания Астраханского войска


Знакомясь с историей Саратовской губернии, можно отметить, что казаки оставили заметный в ней след. В различные исторические периоды они выступали, как защитниками рубежей, так и наиболее ярыми противниками царского режима. Наиболее емкую характеристику казакам дало Министерство Внутренних Дел Российской Империи: «они, испоконъ-вѣка буйные, не только не охраняли спокойствія края, но еще сами принимали участіе во всѣхъ смутахъ, занимались контрабандою соли и вина, давали пріютъ разбойникамъ». Причина столь ярого поведения кроется возможно в том, что земля Саратовская для них далеко не чуждая. Императорские чиновники предпочитали считать, что по присоединению Саратовской земли к Московскому царству автохтонного населения на ней не осталось. При этом указывая, что до монгольского нашествия земля между Хазарией до Волжской Булгарии принадлежала Буртасам на 20 дней пути, от совеременных Волгограда до Сызрани по обеим сторонам Волги до верховий Суры и Цны . Этот аланский народ оставил множество топонимов, родственен, если не идентичен бродникам, и другим алано-аским народам в том числе и верховий Дона, которых сейчас объединяют в салтово-маяцкую культуру. Эти народы указываются рядом ученых, как предполагаемые предки казаков.

Под давлением степных кочевников, половцев, а потом монголов, буртасы уходят все дальше в леса, перенимая оружие и приемы местных лесных жителей из мордовских племен. Потомками буртасов императорские ученые считали племя мокша, современные ученые - мещера и/или мишари. Так как история этих племен и их этногенез не менее, а то и более запутан, чем происхождение казаков, остановимся на том, что след в истории будущего Саратовского края они все оставили. Поселения мокши появляются, если не существовали ранее ближе к границам Пензенского и Симбирского края. Церковь в селе Старо-Мещерское (ныне просто Мещерское Пензенской области) освящена в тот же год, когда и основан сам Саратов. При этом будущий областной центр, также, как и Царицын, первоначально поставили, то ли на месте казачьих становищ, то ли поселении татар-мишар, источники в этом разнятся.

Как бы то не было, но к моменту присоединения Поволжья к Московскому царству, остатки автохтонного населения буртасов на его территории еще сохранялись. Также как и казаки уже присутствовали под собственным именем.
Еще до основания городов-крепостей Саратова и Царицына –первых русских поселений на Волге, казаки на ней были очень заметны. Собственно и основание крепостей было вызвано необходимостью защиты в первую очередь торгового пути, так как территорию от Волги до Хопра для Москвы было Terra incognita.

Дадим снова слово МВД РИ: «воровскіе казаки» производили здѣсь грабежи едвали не чаще, чѣмъ всѣ кочевники вмѣстѣ. Еще съ ХІV вѣка по Волгѣ ходили такъ называвшіеся «ушкуйники», ватаги удальцовъ, грабившіе все и всѣхъ, проникавшіе даже въ самую столицу Большой Орды. Съ утвержденіемъ казачества на Дону, партіи казаковъ немедленно появились на Волгѣ и съ тѣхъ поръ, подъ именемъ «казаковъ Волжскихъ», держались здѣсь постоянно». Особенно примечателен следующий фрагмент, который позволяет конкретизировать не только время, но и место деятельности некоторых атаманов: «не малое время на Волгѣ дѣйствовалъ знаменитый Ермакъ и что, по удаленіи его въ Сибирь, въ 1590-хъ годахъ, здѣсь въ особенности отличались двѣ шайки: одна Ондрюшки Голощапа, дѣйствовавшая по Волгѣ, Курдюму, Чардыму и Теришкѣ, а другая — Трени Щеголева, державшаяся преимущественно на Медвѣдицѣ». Как становища казаков-разбойников указаны села Лох, Репное, Кувыки, Девичьи-Горки. И если поселения на Волге можно объяснить традиционным промыслом казаков — казакованием, то есть банальной экспроприацией торговых ценностей. То по верховьям Медведицы, Хопра и Идолги грабить в те времена было нечего, а сухопутные маршруты тогда популярностью в тех зимних землях не пользовались.

О том, как передвигались по суше царские обозы ясно из указания местным воеводам: «и съ Царицына, смотря по вѣстямъ, идти на Саратовъ съ великимъ береженьемъ; ... и идти степью и на станѣхъ ставиться съ валикимъ береженьемъ; и около конскихъ табуновъ, для береженья, посылати въ разъѣзды по часту и самимъ разъѣзжати въ день и въ ночь, и на станѣхъ на караулѣхъ велѣти стояти бережно и усторожливо и во всемъ береженье держати великое, чтобы, въ дорогѣ и на станѣхъ, Казыевскіе или Крымскіе и Едисанскіе и Енбулуцкіе и Калмыцкіе люди, и воры-казаки, или иные какіе воинскіе люди безвѣстно не пришли и никакого дурна не учинили». На протяжении ста лет, московское правительство было озабочено только безопасностью водного пути. В то время, как на свободных землях появлялись поселение и русских людей, тех самых беглых, которых любят приписывать современные историки к казакам, как указывают имперские чиновники это были раскольники и стрельцы. Неудивительно, что среди казаков, которые держались старой Веры, первые находили понимание, а вторые — применение своим навыкам. Население края, активно поддержало казачьего атамана Степана Разина, захватившего Саратов и Царицын. Советские историки столь массовую поддержку объясняют недавним закабалением Поволжья, и объявляют это крестьянской войной, связанной с распространением крепостничества на эти земли. Но это мягко говорят лукавство, далее редких городов-крепостей московская власть не распространялась, а передвижение по суши без крепкой охраны и вовсе было невозможно. Даже имперские историки более правдивы в своих оценках, обвиняя царских же воевод, которые не только поддерживали разорительные набеги, но часто получали с них свой процент, чем полностью отвратили от себя население, которое, в свою очередь, не имело никаких общих корней с Московией и тем более не считало себя обязанным нести какие либо повинности и платить подати. Только после разгрома разинцев в 1692 году, появляется новая крупная крепость на Волге — Дмитриевск, ныне Камышин, а в 1698 году — Петровск.

Время правления Петра I значительно повлияло на всю страну и на Саратовский край в частности. Строиться защитная «Царицынская линия», между Волгой и Доном, также укрепляются поселки, превращаясь в крепости от Петровска к Суре и Хопру. Так, например, бывшая казачья разбойничья вотчина Лох, превращается в сторожевую слободу. Местное население крепостниц активно разбавлялось ссыльными стрельцами, утратившими доверие царя, а в наиболее крупных поселках размещались и регулярные войска. Когда заволновался Дон, во времена Булавина, эти изменения не позволили отрядам казаков во главе с Игнатом Некрасовым продвинуться дальше Саратова, хотя Камышин и Царицын пали.

Уже после смерти Петра снова озаботились закреплением московской власти в крае. В первую очередь увеличением населения крепостей. Поселенцам предлагались подъемные, как деньгами, так и хлебом, высылали на заселение отдельные команды казаков с Дона. Последний вариант и возобладал в планах по устройству защиты Саратовского края. Между Камышиным и Царицыном было велено поселить 1057 семей донских казаков, образовавших Волжское войско со столицей в Дубовке. Остальными станицами стали Антиповская, Караваинская, Балыклейская (ныне Горный Балыклей) и Водянская (ныне Горноводяное), кроме того часть казаков была поселена в Царицыне, Камышине и Саратове.

На какое-то время в крае наступает спокойствие и его начинают заселять уже мирные переселенцы — мордва, чуваши и малороссияне. В начале правления Екатерины II разрастаются поселки старообрядцев, появляются многочисленные немецкие колонии и даже французское село. Тем не менее это все еще дикий край, где без частокола село не могло существовать. Времена Пугачева это подтвердили, когда пали все крепости Саратовского края, кроме Царицына. Даже после смерти Емельяна Ивановича не наступило замирение, еще долго различные ватаги наводили ужас на императорских приспешников. А последний лже-Петр III — казак Максим Ханин, объявил себя в Дубовке аж в 1780 году.

Императрица поспешила удалить неблагонадежных казаков, из взрывоопасного региона. Волжское войско было расформировано и частично переселено на Кавказ, вместе с Хоперскими казачьим полком. Но как указывают сами имперские чиновники «значительная часть волжскихъ оставалась все-таки на мѣстѣ». Тем временем началась раздача земель Саратовского края различным дворянским фамилиям, которые начали переселять на пустующие земли своих крестьян из других регионов страны. Именно при Екатерине II можно говорить об установлении крепостничества в Саратовском крае, после окончательного разгрома автохтонного населения.

Сменить гнев на милость в отношении казаков правительству пришлось из-за возросших угроз от кочевников. Поселения однодворцев — бывших жителей многочисленных крепостниц, немецкие колонии и старообрядческие скиты защищали по традиции только сами себя, а размещенные в городах немногочисленные регулярные войска оказались неприспособленны к борьбе с набегами. В начале XIX века на территории Саратовского края, снова появляются казачьи станицы, уже в составе Астраханского казачьего полка: Александровская (Суводская) и Пичужинская (Пичуга), в городах Саратове, Камышине и Царицыне, а также в посаде Дубовке. Рядом с ними находились многочисленные казачьи хутора, некоторые из которых позже сами разрослись до станиц уже в составе Астраханского казачьего войска: Александро-Невская (Лебяжье) и Николаевская (Степана Разина).

Кроме казаков Астраханского войска к середине XIX века, отмечается значительное количество торговых донских казаков в городах края, которые также занимались сплавом леса и хлеба с верховьев Хопра и Медведицы. Что собственно не удивительно, зная давние исторические и экономические связи между этими регионами.

История Саратовского края неотъемлема от истории казаков, которые играли значительную роль как в освоении и защите земель, так и сотрясении устоев царского режима. Являясь автохтонным населением края им удалось на протяжении веков пронести традицию участия во всех смутах, будучи испокон-веков буйными. Окончательно подчинить себе казаков, центральная власть так и не смогла, что показали дальнейшие события и развернувшаяся Гражданская война, которая не обошла Саратовский край и казаков стороной.

Цитаты в тексте по книге «Населенные пункты Саратовского края», 1868 г.

Категория: Илья Майоров | Просмотров: 385 | Добавил: Илья_Майоров | Теги: станица, Волга, Размышлизмы, АКВ, Саратов, казаки | Рейтинг: 0.0/0

Смотрите также:
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar