Издание Донского статистического комитета под редакцией Харитона Ивановича Попова – русского историка, публициста, первого директора и одного из организаторов Донского музея – ныне Новочеркасского музея истории донского казачества.
Рассказы о Степане Разине, казаках и восставшем народе. 1670 год. В России вспыхнуло крестьянское восстание против царя и помещиков. Восстание превратилось в настоящую войну народа против своих поработителей. Во главе народного войска стал мудрый и решительный вождь – Степан Тимофеевич Разин.
"Будущие историки великой русской революции, рассматривая на расстоянии десятилетий события проявления самодеятельности революционных сил и результаты этих сложных процессов, вне сомнения, уделят долю внимания русской эмиграции, освещению причин, послуживших к ее нарождению, а также исторической стороне так называемого «белого движения». Нашей задачей является попытка возможно более подробного освещения психологической стороны русской эмигрантской массы в Европе, в последний современный период белого движения, ее настроений, наконец, условий ее быта и влияния, которое оказывают эти бытовые условия на идейную сторону белого дела".
Две книги стихов казачьего поэта Зарубежья и Донского казака Цымлянской станицы Первого Донского округа Николая Васильевича Альникина (псевдоним Борис Незлобин).
Эта книга посвящена Русскому Охранному Корпусу, воевавшему на Балканах на стороне немцев во время Второй мировой войны. Наверное, ни одно из национальных формирований вермахта не вызывало столько споров и взаимоисключающих мнений, как Русский Корпус. Многие известные русские эмигранты первой волны в своих мемуарах обходили его молчанием. В нашей стране его всегда представляли как "сброд особо заслуженных карателей… самую гнусную шайку гитлеровских холуев". Ознакомившись с историческим очерком и воспоминаниями офицеров и рядовых Русского Корпуса, читатель может составить о них свое представление.
"Набрасывая картину современного быта нашего донского офицера, нелишне взглянуть хотя мельком в его недальнее — эпоху Кавказской войны; посмотрим — каков он был тогда, а потом уже перейдем и к его настоящему. Следовательно, проведем как-бы две бытовые параллели, сравнивая которые, легче увидим перелом быта и положения наших донских офицеров, а вместе с тем и самые переходные моменты, имеющие громадное влияние на изменение быта..."
В книге «Портреты Смутного времени» читатель увидит совсем иными героев Смуты начала XVII века. Так, Марина Мнишек не была ни богатой, ни гордой, ни даже полячкой. Ну, а Гришка Отрепьев физически не мог надумать сам в монашеской келье стать первым в истории России самозванцем. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский не был худородным дворянином и никудышным политиком, который, совершив подвиг, откланялся и отошел в сторону, как утверждали царские и советские историки. Дмитрий Михайлович был природным князем Рюриковичем — не чета безродным Романовым, и в его планы никогда не входило «таскать каштаны из огня» для этого семейства. До сих пор ни один историк не рассказал нам о демонической личности, «черном кардинале» Смутного времени архимандрите Чудского монастыря, а затем митрополите Крутицком Пафнутии. Об этом и многом другом читатель узнает в монографии известного историка Александра Широкорада.
Военный историк А.Б. Широкорад попытался выделить истинные события Смутного времени из трехсотлетних накоплений мифов, созданных царскими и советскими историками. Автор отвергает несостоятельную версию об одиночке-самозванце, затеявшем грандиозную интригу, и показывает механизм большого заговора 1600-1603 гг., называя по именам главных организаторов Великой смуты.
При всем обилии книг по истории казачества одна из тем до сих пор остается «белым пятном». Это — роль казаков в Великой Смуте конца XVI — начала XVII века, то есть в единственный в истории казачества период когда оно играло ключевую роль в судьбе России. Смутное время — наиболее мифологизированная часть отечественной истории. При каждом новом правителе чиновники от истории предлагают народу очередную версию событий. Не стало исключением и наше время. В данной книге нарушаются все эти табу и стереотипы, в ней рассказывается о казачестве как об одной из главных движущих сил Смуты.
Сборник Ф.И. Леонтовича «Адаты кавказских горцев» (Одесса, 1882-1883) занимает в истории этнографии Кавказа особое место, так как в нем в обобщенном виде воспроизведены материалы по обычному праву народов Северо-Западного и Центрального Кавказа, собранные в 40-60-х годах XIX века офицерами Кавказской линии.
Книга посвящена жизни и деятельности графа Н.Н. Муравьёва-Амурского (1809–1881), бывшего с 1847 по 1861 год генерал-губернатором Восточной Сибири. Он сыграл заметную роль в истории расширения российских владений в Сибири: ему принадлежат идея о возвращении Амура, уступленного Китаю в 1689 году, и все хлопоты о присоединении Амура к русским землям. Имея в виду главное возражение противников занятия Амура — отсутствие постоянного войска для защиты области от вторжения китайцев — Муравьёв-Амурский в 1849 году подал Николаю I проект создания Амурского казачьего войска. Проект был одобрен, и в 1858 году из переселённых казаков разных войск, в том числе забайкальцев, было создано Амурское казачье войско.
Автор этой книги – генерал-лейтенант Белой армии, атаман Забайкальского казачьего войска, одна из самых знаменитых, самых ключевых и неоднозначных фигур гражданской войны.
Его воспоминания, написанные уже в эмиграции, не только воскрешают перед глазами читателя многие интереснейшие эпизоды гражданской войны и Белого движения, но и изобилуют о грядущих судьбах России и россиян – размышлениями глубокими, неординарными, а зачастую – пророческими.